144
ДИСКУССИИ
И ОБСУЖДЕНИЯ
О ДВУХ УРОВНЯХ ЛИЧНОСТНОЙ РЕГУЛЯЦИИ
ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА
В. А. МАШИН
Наполнение конкретным психологическим содержанием понятия
"личность", выделение той реальности, которую оно выражает, является
важнейшей теоретической задачей и влечет за собой серьезные методологические и
методические трудности [7; 160]. Можно ли найти в психологии
другую предметную область, которая бы породила такое обилие различных теорий и
концепций, в которой существовало бы такое многообразие в определении
содержания предмета? Объяснение кроется в самой природе этого
понятия, вобравшего в себя широкий крут философских, нравственно-этических,
общечеловеческих идей: оно с таким трудом поддается психологическому наполнению
в реальных экспериментах, что это порождает появление целого веера всевозможных
и часто противоречивых психологических трактовок данного феномена. Трудно
согласиться с оптимистическим утверждением ряда ученых, что использование
разнообразных, зачастую взаимоисключающих определений расширит и углубит наше
понимание личности [6; 35], а самое главное, вооружит
экспериментальную и практическую психологию адекватными методическими
средствами. "Всякое понятие,- писал Э.Г. Юдин,- сколь бы ни было оно
универсальным, задает вполне определенные границы предмету мысли, и в рамках
этих границ могут решаться только вполне определенные, а отнюдь не любые
произвольные типы научных задач" [12; 202].
Данная
проблема отчетливо встала перед нами при организации и проведении
профессиональной психодиагностики персонала атомных станций. В фокусе нашего
внимания оказалась личность оператора, поскольку "исчерпывающее
рассмотрение психических процессов - восприятия, мышления - должно включать и
"личностный", мотивационный аспект соответствующей деятельности, то
есть выявить в них отношение личности к задачам, которые перед ней встают"
[10; 246 - 247].
Исследования
в области физиологии и психофизиологии регуляции человеческого поведения
позволяют выделить один важный момент. Любое человеческое действие имеет две
противоположные тенденции, два уровня психической регуляции
ориентировочно-исследовательской деятельности. Первый основывается на фиксации
ориентировки в объекте и составе, последовательности его преобразований. Активность субъекта целенаправленных действий в данном случае
проявляется лишь тогда, когда испытанный набор воздействия на объект не
приводит к нужному результату (производится корректировка либо в представлениях
145
об объекте, либо в
составе действий, которые возвращают ситуацию к исходному равновесному
состоянию). Поведение на втором уровне психической регуляции имеет
противоположную направленность. В ситуации, когда субъект получает устойчивый и
планируемый результат при воздействии на конкретный объект, активность субъекта
устремляется в двух возможных направлениях: изменение ориентировочной основы
действия с объектом и смена самого объекта взаимодействия.
Основное
отличие между описанными выше уровнями психической регуляции заключается в том,
что в первом случае активность субъекта вызывается внешним нарушением
равновесия - субъект реактивен. Во втором случае субъект сам разрушает
установившееся равновесие, направляя свою активность на новые формы
взаимодействия. Указанные тенденции отчетливо представлены в двух основных
линиях психологии личности, которые, как заметил Г. Олпорт, восходят к
намеченным Лейбницем и Локком философским традициям. "Лейбницевская"
линия - это путь изучения личности как органического единства, являющегося
источником активности, интегрирующим различные проявления, действия.
"Локковская" линия - это путь рассмотрения человеческого индивида
через истолкование элементарных актов его поведения, приписывания индивиду в
качестве главной цели поддержание состояния равновесия со средой.
"Локковская"
линия представлена в психологии фрейдизмом, необихевиоризмом. Активность
человека, согласно этим теориям, направлена на поддержание гомеостаза,
равновесия, на компенсацию внешних пертурбаций. В противоположность
гомеостатической модели личности Г. Олпорт, А. Маслоу, К. Роджерс и другие
исследователи защищали идею непрерывного становления, развития,
совершенствования личности (подобную точку зрения поддерживают в той или иной
интерпретации и отечественные психологи). Согласно им, активность человека
направлена на "преодоление", на создание "напряжения", на
постоянное развитие. Самоактуализирующиеся люди, по А. Маслоу, стремятся
сделать в выбранной ими профессии все возможное и усовершенствоваться
настолько, чтобы достичь высшего уровня компетентности, на которую они
способны. Э. Эриксон видел главную направленность развития взрослого человека в
"неуспокоенности", в порождении нового. В той мере, в какой личность
оказывается "успокоенной", она перестает расти и обогащаться, что
ведет, по мысли Эриксона, к застою, регрессу, к уходу в невроз [8].
Существует
очевидное соответствие между базовыми теоретическими положениями двух основных
линий в психологии личности и объектом исследований, анализа, доказательств
исходных принципов. Если фрейдизм и необихевиоризм
центральным объектом своих работ избрали "среднего человека" (на это
указывала, в частности, К. Хорни, которая утверждала, что 3. Фрейд объявил свойствами человеческой природы некоторые черты
невротиков, принадлежащих к "среднему классу" западной цивилизации),
то представители другой группы исследователей, в противоположность первой,
опирались в своих аргументах на изучение выдающихся представителей Человечества.
Примирение
указанных тенденций в психологии личности возможно благодаря соотнесению и
раскрытию понятия личности через его противоположность - понятие индивида.
Психологически анализ двух уровней в психической регуляции поведения человека
позволяет связать их с двумя центральными для психологии понятиями - индивид и
личность, - и подвести под них общее основание для анализа и сопоставления -
характер активности человека.
Для
индивида (первый уровень психической регуляции) характерно стремление к
сохранению усвоенных ориентировочных схем действий, к поддержанию соответствия
между человеком и требованиями решаемых задач, и, в более широком плане, с окружающей
146
реальностью. Там,
"где однажды найденные... способы жизнедеятельности начинают превращаться
в очередные штампы - стереотипы, - писал Э.В. Ильенков, - в ...мертвые каноны,
личность умирает заживо: незаметно для себя она тоже превращается медленно или
быстро в набор таких шаблонов, лишь слегка варьируемых в незначительных
деталях" [5; 413].
Для
личности (второй уровень психической регуляции) наиболее органична ломка старых
форм деятельности, устоявшихся отношений, активное движение к качественно новым
задачам, которые потребуют от нее качественно нового уровня психической активности.
Приведем здесь слова И.В. Гете, которые ярко характеризуют личностный тип
психической регуляции: "Меня всегда называли баловнем судьбы. Я и не
собираюсь брюзжать по поводу своей участи или сетовать на жизнь. Но, по
существу, вся она - усилия и тяжкий труд, и я смело могу сказать, что за
семьдесят пять лет не было у меня месяца, прожитого в свое удовольствие. Вечно
я ворочал камень, который так и не лег на место" [11; 101].
Таким
образом, "личностно-индивидные" уровни психической регуляции
характеризуют базовую ориентацию активности человека в той или иной
деятельности. Способности, отношения, ценности, мотивы, самооценка, типичные
эмоциональные реакции, настроение, нравственные принципы и социальное поведение и многое другое, что традиционно вкладывалось в
понятие "личность", - это лишь неотъемлемые атрибуты указанных
уровней психической регуляции. Именно поэтому мы считаем, что психологически
корректнее говорить не о "личности" или "индивиде", а о
"личностных" или "индивидных" уровнях психической регуляции
поведения человека в рамках конкретной деятельности.
Личность
не просто активно включается в некую смыслообразующую для нее профессиональную
деятельность. Личностные формы поведения заключаются в постоянном
активном поиске, создании, конструировании движущего развитие
противоречия, в разделении единства "мастера" с его профессиональной
задачей: с одной стороны - сам субъект, с усвоенными формами действования, с
другой - новые, качественно новые виды деятельности, формы взаимодействия
человека с окружающим миром. Индивид никогда сам не разрушит то равновесное
состояние, которое он установил в ходе деятельности с окружающей
действительностью. Главное же кредо личности - не сохранять, а, разрушая,
активно созидать новое. "Подлинная личность, утверждающая себя со всей
присущей ей энергией и волей, и становится возможной лишь там, где кончился
период застоя, господства косных штампов и настала пора революционного
творчества, лишь там, где возникают и утверждают себя новые формы отношения
человека к человеку, человека к самому себе" [5; 412].
Еще в работах И.М. Сеченова, написанных в эпоху
революционного брожения в обществе, присутствуют попытки раскрыть основания
высших форм активности, включающие способность индивида действовать вопреки
чувству самосохранения, идти наперекор всем инстинктам, которые составляют, по
мысли ученого, сущность биологической активности - фундаментального, но
элементарного уровня, представленного в учении о гомеостазе и биологической
эволюции, в которых организм должен непрерывно отстаивать свою устойчивость и
сохранность в окружающей среде [13; 93]. Именно в
способности к саморазвитию проявляется активность человека как личности.
Личностный тип психической регуляции человека выражает в себе диалектику
саморазвития, диалектику порождения противоречия, его разрешение через
порождение нового противоречия, но на более высоком уровне; решаемых человеком
задач на творческие моменты в личности указывают многие отечественные авторы ([1], [2], [3], [7],
[9], [10]). В. В. Давыдов критерием
личности считает наличие у индивида творческих
возможностей, а
147
"потребность
индивида в активном созидании", следуя известному выражению А.Н.
Леонтьева, является для него центральной характеристикой личностного уровня
индивида [4; 31]. "Существование человека - не
круговорот, просто повторяющийся в поколениях, - писал К. Ясперс, - и не ясное,
открывающееся себе существование. Человек прорывается через пассивность
постоянно вновь возникающих тождественных кругов, и от его активности зависит
продолжение движения к незнакомой цели" [14; 378].
С
позиций личностно-индивидных уровней психической регуляции поведения,
профессионализация операторов АЭС должна включать в себя две основные
противоположные тенденции, в которых первая представляет собой процесс
саморазвития, самодвижения профессионала на основе развития деятельности, а
вторая характеризуется фиксацией спектра профессиональных задач и сложившихся в
опыте способов деятельности. На уровне профессиональной деятельности операторов
АЭС индивидный тип регуляции поведения выражается в поддержании равновесия
между специалистом и объектами управления. Активность человека проявляется
только в том случае, когда уже усвоенные, отработанные ранее действия,
ориентировочные схемы становятся неэффективными для решения хорошо известного
набора задач. Из этого, в частности, следует, что для данного уровня
психической регуляции активность оператора, направленная в область
профессиональной деятельности, в ситуации монотонии и однообразия задач должна
угасать. Личностный уровень психической регуляции выражает постоянный процесс
смены старых форм деятельности, активное движение к новым задачам, которые
потребуют более высокого уровня психического содержания, а значит, и активности
самого человека. Происходит процесс возрастания активности субъекта
деятельности. Активность поведения выступает всеобщим атрибутом живого
организма, выражением его внутренней противоречивости. Но "сколь упорно и
монотонно ни подчеркивалась бы активность поведения (в противовес
реактивности),- справедливо замечает М.Г. Ярошевский,- понятие о ней не
приобретет рабочей, деловой нагрузки в психологических исследованиях, пока не
будут вычленены поуровневые факторы и аппараты реализации этой активности. В
живом субстрате все активно - от элементарных гомеостатических процессов до тех
высших форм поведения, регулятором которых служит человеческое "я" [13; 358]. Поэтому наш анализ был бы не полон, если бы мы не
указали на основные уровни личностного типа психической регуляции. Следуя
логике нашего анализа, в основу которого легли принципы деятельностного
подхода, мы выделяем следующие уровни личностного типа психической регуляции,
исходя из уровня решаемых человеком задач: частная (локальная) задача;
конкретная проблемная область; фундаментальное направление; базальная сфера
человеческого знания. На каждом уровне личностная активность направлена либо на
изменение ориентировочной деятельности в рамках конкретной задачи, либо на
смену самой задачи.
Таким образом, при анализе процессов профессионализации
требуется определить, к какому уровню сложности относятся задачи, выполняемые
человеком в рамках тех или иных видов деятельности, как сочетаются эти виды
деятельности в общей иерархии взаимодействия субъекта с окружающим миром
(является ли профессиональная деятельность ведущей, смыслообразующей) и какие
типы психической регуляции (индивидный или личностный) опосредствуют это взаимодействие.
(Ошибочно сводить все многообразие и взаимозависимость форм активности только к
одной ведущей деятельности [3; 127].)
Рассмотрим
основные варианты соотношения уровней решаемых задач, типов психической
регуляции с общим вектором развития субъекта деятельности. Максимально упрощая
ситуацию, проведем анализ на примере двух видов
148
деятельности, одна из
которых является профессиональной (Дп), а другая - внешней по отношению к ней
(Дв). Между ними возможно следующее сочетание уровней
психической регуляции (личностного (Л) и индивидного (И):
(1) |
Дп-Л |
(2) |
Дп-Л |
(3) |
Дп-И |
(4) |
Дп-И |
|
Дв-Л |
|
Дв-И |
|
Дв-Л |
|
Дв-И |
Вторым
основанием для анализа служит уровень решаемых задач в рамках каждой деятельности.
Рассмотрим случай равенства (условного) между содержанием задач
профессиональной (Дп) и внешней (Дв) деятельности (Дп-Дв):
1.
Ситуация характеризуется активностью субъекта во всех видах деятельности и
общим прогрессивным вектором развития.
2.
Ситуация характеризуется активностью субъекта в Дп и пассивностью в Дв.
Развитие через профессиональную (ведущую) деятельность.
3.
Ситуация характеризуется пассивностью субъекта в Дп и активностью в Дв.
Развитие через внешнюю деятельность. (Профессиональная деятельность выполняет роль "служанки".)
4.
Ситуация характеризуется пассивностью субъекта во всех видах социально значимой
деятельности и общим регрессивным вектором развития (благодатная почва для
различных форм невротического состояния).
Из
приведенного анализа следует, что человек, включенный в различные виды
деятельности, может иметь в зависимости от субъективной значимости для себя и
соответственно различные уровни психической регуляции поведения: в одних видах
деятельности выступать как "личность", в других - как
"индивид". Кроме этого, как показали наши исследования профессионализации
операторов АЭС, существует комплекс условий для формирования и развития
личностного типа психической регуляции в процессе профессиональной
деятельности. Без обеспечения этих условий может произойти соскальзывание
личностного уровня активности на внешний по отношению
к профессиональной деятельности, и формирование в рамках профессии индивидного
типа психической регуляции поведения.
Если
мы вернемся к двум основным линиям психологии личности, то сможем заметить, что
первая - "Лейбницевская" - это путь изучения развития субъекта с
личностным уровнем психической регуляции поведения, решающего задачи,
затрагивающие фундаментальные и базовые области человеческого знания; вторая -
"Локковская" - ориентирована на субъектов с индивидным уровнем психической регуляции. Отсюда
следует, что выводы, полученные в этих противоположных направлениях, во многом
правильны и действительно имеют место, но только для определенных типов психической
регуляции и в определенных пределах, Ошибка ряда исследователей заключалась в
том, что свои локальные, по существу, выводы они пытались распространить на
широкий спектр проявления человеческой природы. При
анализе профессионализации операторов АЭС нами была установлена очень сложная
динамика личностно-индивидных уровней психической регуляции поведения человека,
в основе которой лежал противоречивый процесс взаимодействия содержания
реальной деятельности с активностью самого субъекта. При этом развитие личности
не вытекало непосредственно из требований, которые к ней предъявлялись
деятельностью и обществом. В противном случае мы бы пришли к отрицанию
саморазвития личности и в конечном счете, как
подчеркивал С.Л. Рубинштейн, к отрицанию самой личности как субъекта такого
развития [10; 150].
Представленный
подход к психологическому описанию понятий "личность" и
"индивид" позволил разработать концептуальную модель
профессионализации и конкретный методический комплекс для системы
психологического и медико-физиологического обеспечения оперативного персонала
атомных станций. Было установлено, что развитие профессионала предполагает
развитие личностных уровней психической регуляции,
149
поскольку индивидный уровень
не в состоянии противодействовать мощному давлению стереотипизации и сужения
спектра задач в реальной профессиональной деятельности операторов. Только
личностный уровень психической активности человека способен обеспечить его
поступательное движение в процессе профессионализации, а значит, и тот высокий
уровень безопасности, надежности и эффективности, который предъявляется к
атомным электростанциям. "Подавление" развития личностных форм
психической регуляции в значимой для человека деятельности ведет к
возникновению невротических состояний и психоматических нарушений.
1. Анциферова Л. И. К
психологии личности как развивающейся системы // Психология формирования и
развития личности. М., 1981.
2. Асмолов А. Г.
Личность как предмет психологического исследования. М., 1984.
3. Братусь Б. С.
Аномалии личности. М., 1988.
4. Давыдов В. В. О
понятии личности в современной психологии // Психол. журн. 1988. №4. С.22 - 32.
5. Ильенков Э. В.
Философия и культура. М., 1991.
6. Креч Д., Кратчфилд
Р., Ливсон Н. Личность: определение и описание // Вопр. психол. 1992. №3 -
4. С.34 - 42.
7. Леонтьев А. Н.
Деятельность, сознание, личность. М., 1977.
8. Массен П. и
др. Развитие личности в среднем возрасте // Психология личности (тексты).
М., 1982.
9. Петровский В. А. К пониманию личности в психологии
// Вопр. психол. 1981. № 2. С.40 - 46.
10. Рубинштейн
С. Л. Проблемы общей психологии. М., 1976.
11. Эккерман
И. П. Разговоры о Гете. М., 1981.
12. Юдин
Э. Г. Системный подход и принцип деятельности. М., 1978.
13. Ярошевский
М. Г. Сеченов и мировая психологическая мысль. М., 1981.
14. Ясперс
К. Смысл и назначение истории. М., 1991.
Поступила в редакцию 3.VIII. 1993 г.